КАВЕЛИН Константин Дмитриевич

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич
(4(16). 11. 1818, Петербург - 3(15). 05. 1885, Петербург) - философ, историк, правовед, публицист. Род. в дворянской семье. Среди его учителей в до-университетский период был Белинский, дружеские отношения с к-рым он сохранил и впоследствии. В 1839 г. окончил юридический ф-т Московского ун-та, затем работал над магистерской диссертацией "Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства В период времени от Уложения до Учреждения о губерниях" (защищена в 1844 г.). До 1848 г. К. преподает на кафедре истории рус. законодательства в Московском ун-те. В 40-50-х гг. опубликовал ряд статей по рус. истории, этнографии и правоведению, в основном в журн. "Современник" и "Отечественные записки". Среди них "Взгляд на юридический быт древней России" (1847), "Ответ "Москвитянину" (1847), "Исторические труды М. П. Погодина" (1847), "Исследования С. М. Соловьева" (1856). Именно в этот период у него складывается концепция рус. истории. Будучи одним из главных представителей т. наз. государственной школы в историографии России, он усматривал национальное своеобразие рус. истории в основном в ее государственном, политическом характере. Хотя личностное начало в Древней Руси, по мнению К., не отрицается, оно понимается не в положительном и деятельном значении (как в Европе), а в негативном, пассивном. При сложившихся тогда исторических обстоятельствах этот факт был полезным н благодетельным, т. к. "помог образоваться н установиться политическому телу". Наконец, в Европе все общественное развитие делалось "снизу", а у нас - "сверху", т. е. правительственными постановлениями. Государство, сложившееся в России, К. определяет как тип "двора или дома", поскольку царь, являясь безусловным господином, осуществляет свою власть как владелец усадьбы, а все его подданные - от самых отпишу из них до самых высших сановников - обязаны нести к.-л. службу. Подданные становятся "сиротами царя", а потому слуга - это высший титул и награда. Главное совр. требование видится К. в принципе гуманности, в развитии личностного начала, выражавшемся в благосостоянии и нравственном развитии каждого человека и всех вместе. К. считает, что поскольку "индивидуальность есть почва всякой свободы и всякого развития", без к-рых немыслим человеческий быт, и поскольку Россия все-таки является европейской страной, то и у нас должна со временем "создаться" личность. Принцип личности представляется ему результатом развития германского элемента, сложившегося под влиянием христианства и греко-римского мира. Именно в этом и проявилось прежде всего западничество К. Не отрицая противоположности исторических судеб России и Запада, К. считал, что конечные цели  у всех об-в едины и когда-нибудь этим разным вариантам поисков достижения общечеловеческого идеала суждено встретиться на общей почве. В 1857-1861 гг. К. работал на кафедре гражданского права в Петербургском ун-те. В период подготовки реформы 1861 г. он активно с либеральных позиций включился в обсуждение крестьянского вопроса. Его перу принадлежит "Записка об освобождении крестьян в России" (1855), в к-рой, считая главным злом крепостное право, он требовал его отмены путем административных реформ. Поскольку движение отечественной общественной жизни, с т. зр. К., происходит "сверху вниз", особую роль в этом процессе он отводил дворянскому сословию, призывая последнее к благоразумию, к ответственности перед об-вом и историей. Оценивая политическое положение России, К. определял его как "самодержавную анархию". Целью же для России он считал "самодержавную республику", т. е. устройство, при к-ром соблюдается единство интересов государя, высших слоев об-ва и осн. массы населения, представленной крестьянством. В течение 70-х гг. К. написал ряд философских соч., среди к-рых наибольшее значение имела работа "Задачи психологии" (1872), в к-рой рассматриваются пути, могущие привести к созданию "положительной науки", приверженцем к-рой он был. Испытав воздействие позитивизма О. Конта, К., однако, не стал его последовательным сторонником. Для него характерно стремление дополнить позитивистскую теорию анализом фактов психической жизни, признать за ними действительное существование. Такой подход может быть охарактеризован как попытка построения своеобразного "психологического позитивизма" Зеньковский считал К. "полупозитивистом"). Все науки, изучающие человека, сходятся, по его мнению, в области психологии. Он полагал, что в реальном мире не существует сущность вещей, и то, что мы называем сущностью, представляется ему психическим явлением, следствием отделения признаков от представления о целостном предмете. Соответственно категории времени и пространства независимо от тел существуют только в нашем уме, это лишь психические продукты, они не существуют реально, как нечто особое и самостоятельное. К подобным формам К. относил и понятие истины. Он считал обманом ума такое понимание процесса познания, при к-ром в конце этого процесса может быть достигнута к.-л. безусловная истина. Лишь достижение наибольшего соответствия между нашим психическим состоянием и фактами делает возможной произвольную деятельность человека. Его сознательное воздействие на мир объясняется рядом психических факторов, среди к-рых осн. место занимают особые способности души. Попытка К. обосновать равноправность существования и мира реального, и мира идеального встретила еще при его жизни критическую оценку со стороны как идеалистической, так и материалистической мысли: "Задачи психологии" были подвергнуты критике Самариным и Сеченовым. Каждый из оппонентов выдвинул свои аргументы, указывая в первом случае на уступки К. материализму, во втором - идеализму. Др. значительная философская работа К. "Задачи этики" (1886) логически продолжала первую. Он попытался проанализировать в ней понятие свободы воли, рассмотреть соотношение нравственности, религии, науки. Наряду с психологией этика, по мнению К., глубже всего проникает в тайны психической жизни и деятельности человека и ближе всего подходит к истокам ее зарождения. Свободная воля как осн. нравственная категория выражает у К. способность действовать по внутренним мотивам или побуждениям, а не исходя лишь из внешних впечатлений, внешних толчков. Мотив рождается внутри нас, вытекает из нашей индивидуальной природы и принимает в сознании определенным путем сформировавшийся образ, а основой этого образа является тот материал, к-рый поступил в сознание, стал для него доступным. К. считал бесспорным факт борьбы и столкновения мотивов, а борьба эта "решается по законам механики": наиболее сильный мотив одерживает верх над др. и в конечном счете выражается в действиях и поступках. Рассматривая соотношение религии и нравственности, К. полагал, что у них одна цель: нравственное развитие и совершенствование человека. Он отмечал существенное различие научного и религиозного мировоззрения, указывая на то, что все расхождения между ними лежат вне области нравственности. "Задачи этики" - последняя крупная теоретическая работа К. Последняя из общественно-административных должностей, к-рую он занимал (с 1883), была должность президента Вольно-экономического об-ва.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КАВЕЛИН Константин Дмитриевич" в других словарях:

  • Кавелин Константин Дмитриевич — Кавелин, Константин Дмитриевич знаменитый писатель, юрист, психолог, этнограф и общественный деятель, родился 4 ноября 1818 г., умер 3 мая 1885 г. Первоначальное образование получил дома. В 1834 г. для приготовления к поступлению в Московский… …   Биографический словарь

  • КАВЕЛИН Константин Дмитриевич — (1818 1885) философ, публицист, правовед, историк. В 1835 1839 обучался на юридическом факультете Московского ун та, позднее преподавал там же. В 1861 по настоянию властей, после студенческих волнений был вынужден прервать преподавание до 1878.… …   Философская энциклопедия

  • Кавелин Константин Дмитриевич — (1828–1885) русский правовед и философ. Выступил с концепцией, соединившей интроспективную трактовку сознания (см. интроспекция) с положением о том, что позитивное исследование сознания должно вестись не на почве физиологии, а путем анализа его… …   Большая психологическая энциклопедия

  • КАВЕЛИН Константин Дмитриевич — (1818 85) российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных преобразований при сохранении неограниченной монархии и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кавелин Константин Дмитриевич — [4(16).11.1818, Петербург, ‒ 3(15).5.1885, там же], русский историк, правовед и социолог, буржуазно либеральный публицист. Дворянин. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета. В 1857‒61 профессор Петербургского университета. В …   Большая советская энциклопедия

  • Кавелин, Константин Дмитриевич — русский историк, юрист, философ, публицист и общественный деятель, род. 4 ноября 1818 г. в С. Петербурге, ум. там же 3 мая 1885 г. Происходя из старинного русского дворянского рода, началом своим восходящего к ХVII в., К. Д. Кавелин принадлежал… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кавелин, Константин Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кавелин. Константин Дмитриевич Кавелин …   Википедия

  • Кавелин Константин Дмитриевич — (1818 1885), российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных преобразований при сохранении самодержавия и… …   Энциклопедический словарь

  • Кавелин Константин Дмитриевич — Константин Кавелин Константин Дмитриевич Кавелин (4 (16) ноября 1818, Санкт Петербург  3 (15) мая 1885, там же)  русский историк, правовед и социолог, публицист. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • КАВЕЛИН Константин Дмитриевич — (1818 1885), русский правовед, историк, публицист. Родился в Петербурге 4 ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). В 1844 там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории …   Энциклопедия Кольера

  • Кавелин Константин Дмитриевич — (4 ноября 1818 3 мая 1885), происходил из средней дворянской семьи. Отец его, Дмитрий Александрович (см. соотв. статью), в 1823 г. поселился в Рязани. К., тогда еще мальчика, обучали здесь постоянно сменявшиеся гувернеры из немцев и швейцарцев,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»